|
Погружные электронасосные агрегаты используют для подъема воды из скважин диаметром 100 мм и более. Они находят широкое применение в системах водоснабжения, водопонижения и вертикального дренажа.
Общие технические условия на такие агрегаты установлены ГОСТ 10428 - 79 Е «Агрегаты электронасосные центробежные скважинные для воды. Общие технические условия». Согласно этому ГОСТу изготовляются электронасосные агрегаты типа ЭЦВ для скважин с обсадными трубами диаметром 100 - 486 мм с подачей 0,63- 1200 м3/ч и напором 12 - 680 м.
Скважинная установка с электронасосным агрегатом ЭЦВ состоит из четырех основных узлов: погружного насоса, погружного электродвигателя, напорного трубопровода и блока управления.
Схема погружного электронасосного агрегата. Насос агрегата многоступенчатый с рабочими колесами закрытого типа и направляющими аппаратами. Рабочее колесо и направляющий аппарат образуют блок; число таких блоков зависит от напора, который должен развивать насос. Блоки соединяют между собой либо общими стяжками, либо посекционно на болтах (в насосах для скважин диаметром 250-300 мм и более). Вал насоса вращается (с водяной смазкой) в подшипниках из текстолита, лигнофоля или резины.
Электродвигатель погружного типа расположен под насосом. Вал насоса соединен с электродвигате лем с помощью жесткой муфты. Существует несколько конструкций электродвигателей для погружных насосных агрегатов. Наиболее распространена конструкция, в которой обмотка статора двигателя выполнена из медного провода в прочной полиэтиленовой изоляции, способной длительное время работать в воде. Такие двигатели называются водозаполненными (мокростаторными). В других менее распространенных конструкциях статор защищен цилиндром из тонкого немагнитного (но магнитопроницаемого) материала, герметично закрытым и заполненным специальным маслом. Таким образом, статор электродвигателя защищен от попадания в него воды (так называемые экранированные электродвигатели). Скважинные электронасосные агрегаты для подачи
воды выпускают только с водозаполненными (мокростаторными) электродвигателями.
Ответственной деталью погружных электродвигателей является опорный подшипник, воспринимающий нагрузку от веса ротора и насоса и часть осевого давления, неразгруженного в насосе. Эти подшипники изготовляют обычно из текстолита или лигнофоля. В целях предотвращения быстрого износа подшипники смазывают водой, при этом вода, поступающая на смазку, проходит через специальный фильтр. Предусмотрены и другие меры для предотвращения быстрого износа подшипников.
Над насосом обычно устанавливают шаровой обратный клапан. В верхней части напорного трубопровода имеется колено с опорной плитой, на которую подвешивается вся насосная установка с погружным электродвигателем.
|